Оценка метапредметных результатов в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).Мамонова Е.В

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №235»

учитель начальных классов, Мамонова Е.В

Оценка метапредметных результатов в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).

В МК  ОУ «Начальная школа – детский сад № 235 » оценкой личностных результатов обучающихся является  оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которая отображается в карте индивидуального развития.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

 К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Проверку результатов проводит учитель и педагог-психолог 2 раза в год (сентябрь, апрель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Циклограмма диагностических мероприятий (1 – 4 классы)

УУД/ показатель Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения
                                                      Коммуникативные УУД
1  Коммуникация как кооперация ·          1-2-3 кл. Задание «Рукавички»

·

·         4 кл .Задание «Совместная сортировка»

наблюдение

 

 

 

1 раз в год  октябрь
2 Коммуникация как интеракция 1-2 кл.

Методика «Левая и правая стороны»

 

·         3-4 кл. Методика «Кто прав?»

·

беседа

 

 

 

1 раз в год

 

 

 

октябрь
3 Коммуникация как интериоризация ·         1-2 кл.

·         Методика «Узор под диктовку»

·

3-4 кл.

Задание «Дорога к дому»

 

тестирование 1 раз в год октябрь
                                                             Личностные УУД
4

 

Самопознание и самоопределение/ Самооценка 1-2-3-4 кл.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

тестирование 1 раз в год  ноябрь
5 Смыслообразование/Мотивация  1-2 кл.

Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)

3-4 кл. Диагностика «Мотивация  учения и эмоционального отношения к учению» (А.Д.Андреева)

 анкетирование

 

 

 

тестирование

1 раз в год  ноябрь
6 Нравственно-этическая ориентация

 

 1-2 кл.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

3-4 кл

Методика «Незаконченные предложения»

 анкетирование 1 раз в год  ноябрь
                                                                  Регулятивные УУД
7 Целеполагание

 

· Наблюдение 1 раз в год февраль
8  Контроль ·         1 кл. Методика «Рисование по точкам».   2-3-4 кл. Методика «Корректурная проба» тестирование 1 раз в год февраль
9 Оценка ·         1-2 кл. Степень развития произвольного внимания

·         Методика «Да-нет»  3-4 кл.

тестирование 1 раз в год февраль
                                                           Познавательные УУД
10 Общеучебные универсальные действия · Наблюдение

 

1 раз в год март
11   Логические учебные действия ·         1 кл. Тест «Найди несколько различий»

·         2 кл. Методика «Выделение существенных признаков»

·         3 кл. Тест «Логические закономерности»

·         4 кл. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)

тестирование 1 раз в год март
12 Постановка и решение проблем

 

· Наблюдение

 

1 раз в год март