Методические рекомендации по составлению рабочей учебной программы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ   ПО ПРЕДМЕТУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ   ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ.

 

( составители зам.дир по УВР Мамонова Е.В,  учителя начальных классов Буцева Е.А, Сметанина Ю.А, Пукаева Е.В, Петухова Е.В, воспитатели Г П Д  Чайкина М.М, Никулина О.С, Колынюк Е.В ) 

 к4

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ ВИДЫ

Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении

является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

К учебным программам относятся: «примерная учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная учебная программа– документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Примерные учебные  программы по предмету включены в примерную основную образовательную программу начального общего образования.Решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 г.) рекомендована к использованию образовательными учреждениями РФ.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских

учебных программ и учебников, должна использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Авторская программа – это документ, созданный на основе федерального государственного образовательного стандарта (фундаментальное ядро содержания образовании) и Примерной учебной программы по предмету, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация ( Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год»).

Рабочая учебная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная учебная программа по предмету определяет базовые знания, умения, навыки и компетенции, отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая учебная программа по предмету  конкретизирует содержание образования по предмету в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования с учетом необходимых требований к еѐ построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом, Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая учебная программа по предмету призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.

Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания.

Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию

представляет собой методику собственной реализации с учетом:

  • требований федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обязательного минимума содержания учебных программ;
  • максимального объема учебного материала для учащихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников (указываются в разделах «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»);
  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. К ним относятся:

титульный лист;

пояснительная записка;

требования к уровню подготовки учащихся;

учебно-тематический план;

содержание программы учебного курса;

средства контроля;

учебно-методические средства обучения.

 

 

 

Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть

особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса. Данная структура Рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

Титульный листсодержит: наименование образовательного учреждения;

гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); год составления программы.

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается: название, автор и год издания конкретной программы (примерной или  авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

цели и задачи данной учебной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения);

изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;

учебно-методический комплекс или система учебников (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);

 количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, раздел основной образовательной программы «система оценивания планируемых результатов), Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении, Положением о контрольно-оценочной деятельности в начальной школе общеобразовательного учреждения);

особенности, формы, содержание итогового контроля (примеры комплексной итоговой работы, тестовые задания для проверки сформированности универсальных учебных действий в конкретном предмете).

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные знания, умения и универсальные учебные действия. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая учебная программа по предмету.

При описании требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, они должны:

  • описываться через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • описываться понятным для учащихся языком.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…, обосновывать …

Средством, позволяющим сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения, выступает таксономия целей обучения, разработанная Б.С. Блумом.

Учебнотематический планотражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Структурный элемент Рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется учебно- тематическим планом.          Так, если учебно-тематический план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к Рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ.

Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы.

Учебно-методические средства обучениявключают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники

упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть

классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)»,

«Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что создание Рабочей программы представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения связаны, во-первых, с описанием требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения; во-вторых, с необходимостью пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала; в-третьих, с разработкой контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

 

УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

В соответствии с локальным актом общеобразовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии еѐ соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном общеобразовательном учреждении.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

1. Выбрать Авторскую программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ (2010г).

2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской учебной программе по предмету с целями, сформулированными в Примерной учебной программе по учебному курсу (они включены в примерную основную образовательную программу начального общего образования), а также с целями и задачами основной образовательной программы начального общего образования школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы начального общего образования  и учебного плана образовательного учреждения.

3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы.

6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят

избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и

учебного плана образовательного учреждения.

7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ.

8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна

стать полноценная и эффективная Рабочая программа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

  1. На титульном листе программы внеучебной (внеурочной) деятельности указывается:
  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название программы;
  • направление внеучебной (внеурочной) деятельности;
  • Ф.И.О., должность, автора (авторов) программы;
  • название города, населённого пункта, в котором реализуется программа;
  • год разработки программы внеучебной (внеурочной) деятельности.
  1. В пояснительной записке к программе внеучебной (внеурочной) деятельности следует раскрыть:
  • цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому  направлению внеучебной (внеурочной) деятельности;
  • соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении;
  • связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности);
  • особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности;
  • количество часов и их место в учебном плане

3. Раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности» представляет собой:

  • описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе;
  • перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности;
  • описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы;
  • описание формы подведения итогов

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательного учреждения.

Система  планируемых   результатов  даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеучебной (внеурочной) деятельности овладеют  обучающиеся  в ходе ее реализации

4. Тематический план программы целесообразно представлять в виде таблицы, которая содержит:

  • перечень разделов, тем программы внеучебной (внеурочной) деятельности по годам обучения;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  1. Содержание программы раскрывается через:
  • краткое описание тем программы (теоретических и практических видов занятий).

6. Список литературы может быть представлен в двух частях:

  • Список литературы для учителя
  • Список литературы для обучающихся

В каждой части целесообразно выделить основную и дополнительную литература. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.