Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

адаптированная программа 1целевой раздел

Режим работы ДОУ

Дошкольное образовательное учреждение работает по пятидневной рабочей неделе. Группы функционируют в режиме полного дня (12часового пребывания).

Режим дня в группах

Режим дня ( 1 младшая группа),холодный период

Время Режимные моменты

 

7.00-8.00 Прием детей,осмотр; совместная  деятельность детей(игра, труд и др.)

 

8.00-8.10 Утренняя гимнастика

 

8.10-8.50 Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры Завтрак.

 

8.50-9.00 Подготовка к организованной образовательной деятельности
9.00-9.35 Организованная образовательная деятельность.

 

9.35-10.10 Игровая самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке.Одевание.

 

10.10-11.30 Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми), самостоятельная деятельность детей.
11.30.00-11.45 Возвращение с прогулки,раздевание.
11.45-12.00 Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры, совместная деятельность .
12.00-12.20 Обед
12.20-15.00 Подготовка ко сну.Дневной сон.
15.00-15.20 Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические  процедуры.
15.20-15.30  Полдник.
15.30-16.25 Индивидуальная коррекционная работа с  детьми. Чтение художественной литературы.самостоятельная  и совместная  деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.)
16.30-16.50 Подготовка к ужину
16.50-17.10 Ужин
17.10-17.20 Самостоятельная деятельность детей. Подготовка к прогулке,
17.20-19.00 Вечерняя прогулка, беседы с родителями.

 

Режим дня ( 2 младшая группа),холодный период

Время Режимные моменты
7.00-8.05 Прием детей ,осмотр; игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике.

 

8.05-8.15 Утренняя гимнастика.
8.15-8.50 Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры. Завтрак.

 

8.50-9.00 Подготовка к организованной образовательной деятельности.
9.00-9.40 Организованная образовательная деятельность.

 

9.40-10.20 Игровая самостоятельная деятельность.Подготовка к прогулке.Одевание.
10.20-11.40 Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми). самостоятельная деятельность детей
11.40-11.50 Возвращение с прогулки,раздевание.
11.50-12.10 Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры, совместная деятельность
12.10-12.30 Обед
12.30-15.00 Подготовка ко сну.Дневной сон.
15.00-15.15 Подъем.Воздушная гимнастика, гигиенические  процедуры.
15.15-15.25 Полдник.
15.25-16.25 Индивидуальная коррекционная работа с детьми. Чтение художественной литературы.самостоятельная  и совместная  деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.)
16.25-16.50 Подготовка к ужину. Гигиенические процедуры. Совместная деятельность
16.50-17.10 Ужин
17.10-17.20 Самостоятельная деятельность детей. Подготовка к прогулке
17.20-19.00 Вечерняя прогулка, беседы с родителями.

 

Режим дня ( средняя группа),холодный период

Время Режимные моменты

 

7.00-8.15 Прием детей,осмотр игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике.

 

8.15-8.25 Утренняя гимнастика
8.25-8.50 Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры.Завтрак.

 

8.50-9.00 Подготовка к организованной образовательной деятельности.
9.00-10.35 Организованная образовательная деятельность.
10.35-10.50 Игровая самостоятельная деятельность. Подготовка к прогулке.

 

10.50-12.10 Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми),самостоятельная деятельность детей
12.10-12.20 Возвращение с прогулки, раздевание, совместная деятельность. подготовка к обеду
12.20-12.40 Обед
12.40-15.10 Подготовка ко сну.Дневной сон.
15.10-15.20 Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические  процедуры.
15.20-15.30.  Подготовка к полднику.Полдник.
15.30-16.50 Индивидуальная коррекционная работа с детьми.чтение художественной литературы ,самостоятельная  и совместная  деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.)
16.50-17.15 Подготовка к ужину.Ужин
17.15-17.30 Самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке.
17.30-19.00 Вечерняя прогулка, беседы с родителями

 

Режим дня (  старшая  группа),холодный период

Время Режимные моменты

 

7.00-8.20  Прием детей,осмотр игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике.

 

8.20-8.30 Утренняя гимнастика

 

8.30-8.50 Подготовка к завтраку Гигиенические процедуры.Завтрак.

 

8.50-9.00 Подготовка к организованной образовательной деятельности
9.00-10.40 Организованная образовательная деятельность..
10.40-10.50 Подготовка к прогулке.

 

10.50-12.20 Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми),самостоятельная деятельность детей
12.20-12.40 Возвращение с прогулки , раздевание, совместная деятельность, подготовка к обеду,дежурство.
12.40-13.00 Обед
13.00-15.10 Подготовка ко сну.Дневной сон.
15.10-15.20 Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические  процедуры.
15.20-15.30  Подготовка к полднику.Полдник.
15.30-16.50 Индивидуальная коррекционная работа с детьми. чтение художественной литературы ,самостоятельная  и совместная  деятельность детей( труд, игра, худ.творчество и др.)
16.50-17.15 Подготовка к ужину.Ужин
17.15-17.30 Самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке.
17.30-19.00 Вечерняя прогулка, беседы с родителями

 

 

 

Режим дня (   подготовительная к школе группа),холодный период

Время Режимные моменты

 

7.00-7.30 Прием детей,осмотр игровая самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая, трудовая деятельность, подготовка к утренней гимнастике
8.20-8.30 Утренняя гимнастика

 

8.30-9.50 Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры.дежурство Завтрак.
8.50-9.00 Подготовка к организованной образовательной деятельности.
9.00-10.50 Организованная образовательная деятельность
10.50-11.00 Подготовка к прогулке.

 

11.00-12.35 Прогулка(наблюдение, труд, подвижные игры, игры-упражнения, индивидуальная работа с детьми),самостоятельная деятельность детей
12.35-12.45 Возвращение с прогулки, раздевание, совместная деятельность, подготовка к обеду,дежурство.
12.45-13.05 Обед
13.05-15.10 Подготовка ко сну.Дневной сон.
15.10-15.20 Подъем. Воздушная гимнастика, гигиенические  процедуры
15.20-15.30  Подготовка к полднику.Полдник.
15.30-17.00 Индивидуальная коррекционная работа с детьми.  Чтение художественной литературы,самостоятельная деятельность детей.(игры, художественное творчество труд и др.)
17.00-17.20 Подготовка к ужину.Ужин
17.20-17.35 Самостоятельная деятельность детей.Подготовка к прогулке.
17.35-19.00 Вечерняя прогулка, беседы с родителями

 

 

3.4. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами

 

Особенности работы воспитателя в коррекционных группах.

Специфика работы воспитателя в логопедических группах определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:

-речевыми недостатками;

-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

-характерологическими особенностями.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя

  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.
  • Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
  • Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:
    • проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
    • повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
    • упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
    • повторение лексико-грамматических упражнений;
    • упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Фронтальные занятия (в соответствии календарно-тематическим планом логопедической работы.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

  • Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

 

 

Взаимодействие учителя – логопеда и музыкального руководителя

Учителями-логопедами ДОО совместно с музыкальными руководителями разрабатывается система взаимодействия, которая включает перспективный план работы и консультаций для педагогов и родителей в логопедических группах для детей с ТНР.

Перспективный план взаимодействия разрабатывается по результатам обследования детей, где отражаются лексическая тема недели, коррекционные задачи, цели и задачи консультаций для родителей и педагогов.

Подбирается материал, фонетически и лексически доступный детям с ТНР. Сюда входят:

-упражнения на развитие речевого дыхания, чувства ритма;

-мелодекламация чистоговорок, пальчиковых гимнастик, потешек, стихов и речевок;

-упражнения на развитие координации речи и движения под музыку;

-подвижные коммуникативные и хороводные игры;

-фонопедические упражнения;

-пальчиковые гимнастики (для детей с ТНР особо значимы упражнения по развитию движений кистей УК: сжимание и разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов)). Эти упражнения проводятся на интегрированных занятиях с использованием музыки. Длина стихотворных строк учитывает особенности состояния речевого дыхания детей.

Данный вид совместной деятельности помогает:

-развивать слуховое восприятие детей: восприятие звуков различной громкости (громкий – тихий), высоты (высокий – низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний; совершенствование общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных), а также зрительное, тактильное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства голоса, координацию движений и нормализацию их темпа и ритма;

-формировать выразительные средства: интонацию, мимику, жесты и движения;

-обучать речевым, певческим и двигательным навыкам;

-развивать музыкальные, творческие и коммуникативные способности.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Учителями-логопедами ДОО совместно с воспитателями  групп, медицинской сестрой и инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем разработана система взаимодействия, которая включает: анализ психомоторных нарушений у детей с ТНР, перспективный план работы и консультаций для педагогов и родителей в группах логопедических для детей с ТНР, сценарии спортивных досугов.

Цель совместной работы: развитие психических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально – личностной сферы, артикуляционного аппарата голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами, разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное.

Решаются следующие коррекционные задачи:

-сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи;

-нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

-коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

-успешная социализация детей с дефектами речи.

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слуховое внимание, мышление, творческую фантазию, память, стимулируют собственную речевую активность и общие физические качества ребенка.

Ритм стихов, песен, музыки в сочетании с движениями оказывает влияние на развитие координации, общей и мелкой

моторики; формирует правильное восприятие и воспроизведение элементарного ритма; развивает речевой слух; обогащает словарный запас и служит стимулом для активизации экспрессивной стороны речи.

В основе всех форм двигательной деятельности детей, посещающих группы коррекционной направленности, лежит принцип логопедизации, который реализуется в подвижных играх, логоритмических упражнениях, физкультминутках, спортивно-досуговой деятельности с использованием речевого материала в соответствии с изучаемой лексической темой.

На всех этапах обучения учитываются следующие требования:

-возможность активизировать самостоятельную речь ребенка (звукоподражания, звуковые комплексы, слова), накапливать и уточнять пассивный словарь по всем лексическим темам;

-способность развивать понимание и использование пространственных отношений, выраженных с помощью предлогов и наречий;

-умение выполнять 2-3 сложные инструкции.

 

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

 

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

С учетом возрастных особенностей детей составляется  праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся  в музыкальном или физкультурном зале, а также  в группах или на улице.

 

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

-явлениям нравственной жизни ребенка;

-окружающей природе;

-миру искусства и литературы;

-традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям;

-событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,  День народного единства, День защитника Отечества и др.);

-сезонным явлениям;

-народной культуре и  традициям.

Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.   Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок, разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается  в организуемых педагогами образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, музыке, в наблюдениях, общении воспитателя с детьми, а также  в подборе материалов, находящихся в группе    и центрах активности.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое  рассматривается как примерное. Педагоги для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями.

Формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

 

3.5 Особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды

 

Оснащение  предметно — развивающей среды дошкольного учреждения построено  c учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охрану и укрепление их здоровья, учет особенностей и коррекцию недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Познавательное развитие

 

Речевое развитие Физическое развитие

 

Художественно-эстетическое развитие

 

Социально-коммуникативное развитие

 

Наличие календарей природы, коллекций

Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности

Наличия материалов для сенсорного образования

Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром

Наличие художественной и энциклопедической литературы

Наличие материалов по правилам безопасности

Наличие дидактических и развивающих игр

Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам

Наличие картотеки речевых игр.

Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.)

Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки)

Наличие атрибутов для подвижных игр

Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.)

Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия

Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями

Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке

Наличие материалов для ИЗО, их разнообразие

Наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания. Наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания

Наличие природного и бросового материала

Наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства

Наличие дидактических игр

Наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции

Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр

Наличие уголка дежурств Наглядная информация для родителей

Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями

 

 

 

помещение особенности Функциональное использование обеспечивает Решает цели и задачи оснащение
приемные Одна на одну на группу

 

Приём детей в утренние часы

Сбор детей на прогулку

Хранение выносного материала для прогулки

Обеспечивает эмоциональное благополучие детей во время утреннего прихода в детский сад

Обеспечивает

фильтр заболевших детей

Обеспечивает сбор детей на прогулку и приход детей с прогулки

Обеспечивает хранение выносного материала на прогулку

Создание у детей эмоционального комфорта,

положительного настроя на предстоящий день

Обеспечение наблюдения за самочувствием детей

Формирование у детей умений, навыков одевания на прогулку и раздевания

Создание условий для разнообразной детской деятельности на прогулке

Детские шкафы для одежды в соответствии с возрастом детей

Медицинские предметы (термометры, стерильные

салфетки и др.) для осмотра детей

Журнал осмотра детей

Шкаф для хранения выносного материала для прогулки

Прогулочные не отапливаемые веранды

 

Одна на группу Создание условий для игровой, познавательной, исследовательской и творческой акти

 

Обеспечивает организацию образовательного пространства по игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей

 

Развитие любознательности, интереса к окружающему миру

Организация совместной со взрослыми познавательных действий экспериментального характера

Стимулирование детей к творческой деятельности

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Атрибуты к детской игровой активности

Оборудование для творчества детей

 

 

Краткая презентация  адаптированной образовательной

программы дошкольного образования

 МК  ОУ «Начальная школа-детский сад№235»

Образовательная деятельность в МК ОУ « Начальная школа-етский сад № 235» осуществляется  в соответствии  с адаптированной образовательной программой дошкольного образования  разработанной педагогическим коллективом в соответствии с требованием законодательства и направленной  на разностороннее развитие детей дошкольного возраста имеющих тяжелые нарушения речи с двух до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательной программы начального общего образования. Освоение адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. На основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации программы. Адаптированная основная  образовательная программа дошкольного образования включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Результаты освоения адаптированной основной образовательной программы, даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Образовательная деятельность организована в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Для достижения целей и задач программы  используются вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей с  тяжелыми нарушением речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подстраницы