Обобщение педагогического опыта по теме» Оптимизация двигательной активности как средство развития личности», воспитатель Вяткина М.Ф

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Вяткина Марина Федоровна

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №235

654044, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Новоселов, 14-А

 

Полноценное физическое  развитие  и здоровье ребенка – это основа формирования  личности. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма,  двигательная   активность  (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего  развития  и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только  двигательная   активность , находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая  двигательная   активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на  развитии  организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

Именно в раннем возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического  развития , одним из непременных условий этого является формирование  двигательной   активности  детей, прежде всего произвольности движение, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.

Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению  двигательной   активности  детей, а такие явления, как гиподинамия,  двигательное  «голодание», наблюдаются как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Характерна эта проблема и для нашего детского сада.

Проблемы

Проводя диагностическое обследование (сентябрь, май), наблюдая за деятельностью детей в свободное от занятий время, проводя анкетирование среди родителей, я заметила, что дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического  развития . Результаты показали, что созданный  двигательный  режим в нашем детском саду не способствует достижению должного уровня  двигательной   активности  детей. Анализ организации  двигательного  режима позволил выявить основные причины его несовершенства.

 

 

Причины

  • Недостаточное внесение в разные организованные формы работы по физической культуре циклических упражнений, направленных на развитие  выносливости.
  • Нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулки без учета сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства.
  • Не в полной мере учитываются индивидуальные проявления двигательной   активности  детей во время организованной и самостоятельной деятельности.
  • Родители не осознают всю важность обеспечения ДА каждого ребенка для полноценного физического и психического развития.

В связи с этим возникла настоятельная необходимость совершенствования  двигательного  режима детей в дошкольном учреждении и обязательно в домашних условиях, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему  развитию. В основу разработки  двигательного  режима лег ряд принципов: оздоровительная направленность, естественное стимулирование  двигательной  и интеллектуальной  активности.

Система работы

В современных условиях с повышением внимания к  развитию   личности  ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, поиск новых путей укрепления и сохранения им здоровья. Что же положено в основу системы моей работы? Прежде всего, медицинские показатели здоровья детей, их физическое  развитие. В начале учебного года я получаю данные о состоянии здоровья детей от мед. работников нашего детского сада. Опираясь на них, я строю свою работу с детьми. Также полную картину дает диагностическое обследование детей по физическому  развитию.

Поиск путей и  средств  рациональной организации  двигательной   активности  детей привел меня к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.

Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. На мой взгляд, данная тема достаточно актуальна и своевременна. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребенку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Пожалуй, именно игра является лучшим  средством  воспитания  личности  ребенка. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

На мой взгляд, широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.

Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц.

Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.

Младший дошкольный возраст – это период совершенствования речевого аппарата. Многие дети имеют серьезные речевые нарушения, затрудняются в общении. Поэтому я стараюсь включать в подвижные игры как можно больше речитативов, стихотворений, скороговорок, считалок, потешек, имитации звуков характерных для насекомых, птиц, зверей. Ярким примером тому служат народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. В комплексе с другими воспитательными  средствами  народные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной  личности. В своей работе я часто использую народные подвижные игр, которые составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Двигательная   активность  дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому я позаботилась об организации детской  двигательной  деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона  двигательного  режима дошкольников должна быть направлена на  развитие  умственных, духовных и физических способностей детей.

Первое место в  двигательном  режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды  двигательной  деятельности, включающие овладение детьми физическими навыками и умениями, подвижные игры и игровые упражнения, направленные на повышение  двигательной   активности.

В нашем дошкольном учреждении созданы хорошие условия для достижения поставленных задач. Прежде всего, это полностью укомплектованный спортивный зал. В нем имеются:

  • гимнастическая стенка
  • гимнастические скамейки
  • баскетбольные кольца
  • массажеры разных видов
  • стойки для прыжков, маты
  • ребристые доски
  • мишени для метания
  • мячи разных размеров
  • большие гимнастические мячи «Хопы»
  • на каждого ребенка: скакалки, ленточки, флажки, султанчики, обручи, набивные мячи (масcой 1 кг)
  • массажные шарики
  • индивидуальные коврики
  • дуги разной высоты
  • мешочки с песком (массой 200, 500 г)
  • спортивные игры: бадминтон, кольцебросс, кегли, теннис
  • нетрадиционное оборудование: коррекционные дорожки, лабиринты, набивные мячи и подушки и т.д.
  • атрибуты к подвижным играм
  • пособия для дыхательной гимнастики
  • набор картинок-подсказок
  • музыкальный центр
  • аудиотека

Обеспечение  двигательной   активности  осуществляется через взаимодействие инструктора физкультуры с медицинским персоналом (врач, старшая мед.сестра), воспитателями и узкими специалистами (воспитатель по коррекции движений, музыкальный руководитель).

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

  1. Средства двигательной направленности

физические упражнения;

физкультминутки и паузы;

эмоциональные разрядки;

гимнастика (оздоровительная после сна);

пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

лечебная физкультура;

подвижные и спортивные игры;

массаж;

самомассаж;

психогимнастика.

  1. Организация двигательной активности  на прогулке

Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается ДА, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений.

Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий играем с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру. В другие дни на прогулке проводим подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной  двигательной  деятельности.

  1. Самостоятельная двигательная активность

Третье место отводится самостоятельной  двигательной  деятельности возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей.

Самостоятельная  двигательная  деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом я учитываю  индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; в  развитии  физических качеств.

Самостоятельная  двигательная   активность  детей – критерий степени овладения  двигательными  умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

С целью  оптимизации  двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание обращаю на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.

Активный отдых

Немаловажное значение отводится физкультурно-массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей совместно со своими сверстниками или воспитанниками соседнего дошкольного учреждения. Это: неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиада и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашнее задание, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения, прогулки и походы).

Подвижные игры широко используются мной при проведении физкультурных праздников и досугов. Задачей таких праздников является не только создание у детей жизнерадостного настроения, но и демонстрация детьми успехов, достигнутых в освоении физическими упражнениями или играми. Физкультурные досуги – это состязание в сноровке, силе, выдумке, ориентировке в неожиданной ситуации.

В своей работе я стараюсь привлекать к активному участию родителей. Когда в начале года я провела анкетирование среди родителей, последующий анализ данных привел меня к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам физического воспитания, но и привлекать их к проведению праздников, досугов.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

регулярные прогулки на свежем воздухе; экскурсии; походы; солнечные и воздушные ванны; водные процедуры; фитотерапия;  аромотерапия; витаминотерапия; закаливание; бассейн и др.

Самооценка

Полученные результаты данной работы позволяют мне сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: система организации и проведения подвижных игр и упражнений обеспечивает двигательную активность, способствуя физическому и психическому  развитию  детей.

Значимость

Двигательная   активность  является врожденной, жизненно важной потребностью человека. Повышение  двигательной   активности  посредством подвижных игр (особенно на свежем воздухе) обеспечивает оздоровительный, общеукрепляющий эффект.

Тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение  двигательной   активности  детей в дальнейшем позволит:  избежать гиподинамии,  обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр,  сформировать привычку к здоровому образу жизни,  создать оптимальные условия для обеспечения двигательной активности детей в детском саду и семье.

 

 

Литература

  1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992.– 159 с.
  2. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1-3 / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с.
  3. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» / А.Ю. Антонов, Е.Ю. Иванова // Обруч. — 1996. — №1. — С.5-6.
  4. Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова. — М.: Сфера, 2006. – 128 с.
  5. Гуров, В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация / В.А. Гуров // Валеология. — 2006. — №1. — С. 53-59.
  6. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.
  7. Щебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В.Н. Щебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №3 – 128 с.
  8. Щербакова, Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация / Щербакова Е.Е. // Валеология. — 2006. — №2. — С.91-93
  9. Журнал «Здоровье дошкольника» / Научно-практический журнал для педагогов дошкольного образования и родителей. -Н. — 2008-2010.

 

Сведения об авторе

ФИО (полностью) Вяткина Марина Федоровна
Место работы МК СКОУ Школа-сад №235
Должность воспитатель
Ученая степень, ученое звание
Контактные телефоны (рабочий, мобильный) 61-07-70

8-960-907-17-98

E-mail marina.fedorovna235@mail.ru