Дидактическая игра «Звукоцветы-самоцветы» для детей старшего дошкольного возраста, Авторы-составители: Ладыгина С.Н., Зайцева А.С., Федорова Е.В.

Формирование звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка. С целью повышения эффективности коррекционного процесса необходимо использовать дидактические игры.

Предлагаем вашему вниманию дидактическую игру «Звукоцветы — самоцветы» для детей дошкольного возраста. Данная игра предназначена для индивидуальных логопедических занятий.

Специально подобранные игровые упражнения разной степени сложности, способствуют развитию фонематических процессов, автоматизации и дифференциации звуков в словах, обогащению словарного запаса.

Игры предназначены для работы логопедам, воспитателям детских садов и родителям детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель использования дидактического пособия: формирование звуковой стороны речи.

 

Задачи:

  • развивать фонематические процессы;
  • автоматизировать и дифференцировать звуки в словах;
  • развивать навыки языкового анализа на уровне слова и предложения;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать психические процессы: зрительное и слуховое внимание и восприятие;
  • развивать мелкую моторику.

 

Игра «Буквы-модницы»

Цель: формирование умения определять место звука в слове, автоматизация звуков в словах.

Наглядный материал: буквы с наложенными предметными картинками на автоматизируемый звук, камни Марблс.

Ход игры:

Педагог знакомит ребенка с буквой-модницей и предлагает украсить ее наряд. Ребенку нужно назвать предметную картинку, четко проговаривая автоматизируемый звук и определить его позицию в слове. Если звук находится в начале слова, то на картинку накладывается камень красного цвета, в середине – желтого цвета, в конце – синего цвета.

 

Речевой материал:

Посмотри, на эту букву.

Это буква — модница.

Она любит наряжаться,

Любит красоваться.

Только вот беда случилась,

Без наряда очутилась.

Помоги-ка, ты, дружок!

Собери наряд ей впрок.

Игра «Укрась картинку»

Вариант 1

Цель: формирование умения определять место звука в слове, автоматизация звуков в словах.

Наглядный материал: сюжетная картинка с изображением предметов на автоматизируемый звук, камни Марблс.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку украсить картинку. Ребенку нужно назвать предметную картинку, четко проговаривая автоматизируемый звук и определить его позицию в слове. Если звук находится в начале слова, то на картинку накладывается камень красного цвета, в середине – желтого цвета, в конце – зеленого цвета.

 

Речевой материал:

Вот картинка на столе,

Рассмотри ее скорей.

Ты предметы называй

И картинку украшай.

Ты старайся говорить,

Звуки четко произносить.

Если нужный звук в начале,

Красным камнем украшаем.

В середине спрятан звук,

Желтый камень значит тут.

Будет звук в конце стоять,

Зелёным нужно украшать.

 

Вариант 2

Цель: дифференциация звуков в словах.

Наглядный материал: сюжетная картинка с изображением предметов на дифференцируемые звуки, камни Марблс.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку украсить картинку. Ребенку нужно назвать предметную картинку, четко проговаривая слово. Определяет наличие одного из дифференцируемых звуков и соотносит с заданным  цветом.

Речевой материал:

Вот картинка на столе,

Разукрась ее скорей.

Ты предметы называй,

Да в них звуки различай.

Игра «Звукоцветики»

Цель: формирование умения определять место звука в слове, автоматизация звуков в словах.

Наглядный материал: картинки цветков с изображением предметов на автоматизируемый звук, двухсторонние карточки с заданиями (Приложение 1), камни Марблс.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку украсить картинку (Шаг 1). Ребенку нужно назвать предметную картинку, четко проговаривая автоматизируемый звук и определить его позицию в слове. Если звук находится в начале слова, то на картинку накладывается камень синего цвета, в середине – красного цвета, в конце – желтого цвета. Украсив цветок, ребенок находит аналогичный на двухсторонних карточках (Шаг 2). После чего ему предлагается выполнить следующее задание (Шаг 3).

 

Речевой материал:

Посмотри на наш цветок

И укрась его, дружок.

Если звук стоит в начале,

Будет синим лепесток.

Если звук стоит в конце,

Желтый камень на лепестке.

В середине встретил звук,

Красный камень будет тут.