Внеурочная деятельность. Программа «Добрая дорога детства»

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи по­лучают серьезные травмы. Очень часто это происходит по­тому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.

В постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100
«О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» говорится о том, что необходимо формировать основы  и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей

На 2016-2017 учебный год учитель начальных классов Никулина О.С разработала программу  внеурочной деятельности  «Добрая дорога детства». Данная  программа составлена на основе  Правил дорожного движения РФ и ФГОС,  построена по принципу нарастания объема изученного материала. Каждая тема, включенная в программу, содержит теорети­ческую и практическую части.

Основной целью на занятиях внеурочной деятельности — вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и,  тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города; прививать убеждение в необходимости следовать  поведенческим нормам и качествам: дисциплинированности,  внимательности, выдержанности,  организованности; вызывать  уважительное отношение к труду водителей, к  пешеходам и пассажирам.

Курс программы «Добрая Дорога Детства»  разделен на четыре блока:

  1. «Азбука дорог – с чем мы встречаемся на улице» — для 1 класса – 32 часа;
  2. «Школа пешехода приглашает в Автоград» — для 2 класса – 68 часов;
  3. «Правила дорожного движения–достойны уважения» — для 3 класса – 68 часов;
  4. «Отряд юных инспекторов движения» — для 4 класса – 68 часов.

        Работа с обучающимися проводится согласно составленному планированию на каждый класс.

Занятия проводятся  один раз в неделю в каждом классе, материал подбирается  с учетом возрастных особенностей младших школьников.

На внеурочных занятиях  используются разнообразные виды деятельности, дифференцированные методы, приемы воспитательной работы во внеурочной работе, различные средства изучения правил дорожного движения: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры, театрализация, физкультминутки и динамические паузы с элементами ПДД, загадки и др..

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед  доводятся  до сведения учеников сводки о ДТП на улицах нашего района,  случаи нарушения ПДД учащимися школы,  дается оценка таким нарушениям, но при этом беседы не  носят характер запугивания школьников. На многих занятиях предусматривается работа в специально заведенных тетрадях для внеурочной  работы.

Для проведения занятий, викторин по ПДД используются                  презентации созданные в программе Microsoft Power Point, а еще в обучении широко используются печатные пособия по ПДД.

В каждой  четверти обязательно проводятся практические занятия «Творческая мастерская», на которых создаются  условия для творческого самовыражения личности: ребята изготавливали  различные дорожные знаки, макеты улиц и дорог и многое другое.

Для закрепления знаний  применяются настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. В каждом классе  проводятся подвижные игры и тренировки   на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Эти занятия проходят  по плану 4 раза в год – 2 занятия осенью и 2 занятия весной. Занятия строятся   так, что теоретические сведения  по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступали  к выполнению упражнений на учебной площадке.

В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.

На занятиях используется  хорошо продуманная наглядность. Каждое правило сопровождается иллюстрацией или описанием конкретной ситуации, в которой ребенок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать этот выбор. Используются   учебно-наглядные пособия: макеты, модели, кинофильмы. Некоторые наглядные пособия изготавливаются  вместе с детьми.

Сотрудничаем с ГИБДД г.Новокузнецка. Госавтоинспекция г.Новокузнеска и МКОУ №235l

Проверка знаний проводится  в форме тестирования, общешкольных мероприятий  или соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

Важным звеном  в системе  формирования  у учащихся основ безопасного поведения на дорогах  является  работа с родителями. Используются такие виды работ с родителями учащихся:

— Оформление родительского уголка.

— Консультации родителей некоторых обучающихся..

—  Разработка памяток, буклетов  и рекомендаций по ПДД для родителей.

—  Привлечение родителей к  участию в конкурсных программах по ПДД в школе: выставок , конкурсах поделок, рисунков…