Правила выполнения домашних логопедических заданий. Безродная Ю.А, учитель-логопед

Уважаемые родители!

 Вы являетесь первыми учителями родного языка ребенка.

 

•   Разговаривая с ребенком, выслушивайте его внимательно, не обрывайте, отвечайте на все его вопросы неторопливо, четко, выразительно, средней громкости. Правильно произносите звуки и слова – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.

 

•   Говорите простыми словами, короткими фразами, тогда и дети, подражая вашей речи, научатся говорить правильно.

 

 

•   Не допускайте у детей быстрой речи. Неторопливая, выразительная речь способствует развитию ребенка, его успешному обучению в школе, предупреждает дефекты речи.

 

 

«Чем внятнее и выразительнее речь, тем легче ребенку высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможность познавать действительность»

М.Е. Хватцев

 

Уважаемые родители! 

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.
  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.
  3. Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации логопеда.
  4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
  5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
  6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
  7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
  8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Удачи вам!

 

«Правильное дыхание – правильная речь»

Как известно, произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи. Особое значение дыхание имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длительным речевым выдохом начинаем с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания:

  • Вдох и выдох носом.
  • Вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
  • Вдох ртом – выдох носом.
  • Вдох и выдох ртом.
  • Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.
  • Упражнение «Собачке жарко» — частые вдохи-выдохи ртом.

При выполнении этих упражнений необходимо контролировать ладонью движения стенки живота.

Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения:

  • Надувать резиновые игрушки и шарики.
  • Играть на губных инструментах.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Упражнение «Лодочка» — дуть на лодочку из пенопласта.
  • Упражнение «Футбол» — дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение.
  • Упражнение «Буря в стакане» — через соломинку дуть в стакан с водой.

При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.

Для развития углубленного вдоха детям предлагается:

  • «Понюхать цветок»
  • Узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались

Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков.

  • Упражнение «Фокус» — сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.
  • Упражнение «Загнать мяч в ворота»:

— Плавный выдох через губы трубочкой

— Плавный выдох, держа губы в улыбке

— Плавный выдох, удерживая язык лопаточкой

— Выдох толчками, удерживая язык лопаточкой

Очень важное упражнение для развития диафрагмального дыхания. Инструкция: представьте, что живот – это воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем.

При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.

Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, — самое правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеют простудными заболеваниями.