ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи» Иванова А.П, учитель-логопед

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов:

Замены и смешения:

глухих – звонких согласных («деди» (дети), «сима» (зима), «клупок» (клубок));

твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые — мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме) — «конки» (коньки), «пен» (пень), «патка» (пятка);

заднеязычных согласных (к-х, г-х) — «мохнуть» (мокнуть);

свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ) — «скола» (школа), «нещёт» (несёт);

аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ) — «чветы» (цветы);

сонорных согласных (р-л) — «ропата» (лопата), «мороток» (молоток);

смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю) — «лудка» (лодка).

Ошибки звукового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки):

пропуски букв и слогов — «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);

перестановки букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

недописывание букв и слогов — «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

слитное написание слов и их произвольное деление — «нас тупила» (наступила), «виситнастные» (висит на стене), «у стала» (устала);

неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»

замена одной буквы на другую — «зуки» (жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги);

нарушение смягчения согласных — «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

аграмматизмы — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят).

слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла), «подороге».

Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно — пространственного восприятия, зрительно – моторной координации:

увеличение или уменьшение количества сходных элементов: п-т, и- ш, л – м и т. д.

замена второго не сходного элемента: и- у, б – д, и – ц…

замена сходных элементов букв по расположению в пространстве: д-в, п- и..

зеркальное письмо: Е – З, У – Ч….

 

Если Вы обнаружили в тетрадях своего ребенка подобные «нелепые» ошибки, учитывайте тот факт, что такие ошибки лучше всего поддаются исправлению тогда, когда ребенок учится во втором или в третьем классе. Не упустите время!