Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха», Безродная Ю.А, учитель-логопед

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра № 1 «Кто больше»
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 «Придумай больше»
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра № 3 «Красный — белый»
Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
Игра № 4 «Поймай рыбку»
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Игра № 5 «Кто внимательнее»
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 6 «Звенит-«жужжит»»
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».
Игра № 7 «Цепочки слов»
Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
Игра № 8 «Отстукивание слогов»
Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА — ШИ — НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.
Игра № 9 «Есть волшебные слова, скажешь слово — слышишь два»
Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А.Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
— Зверек, зверек, куда спешишь, как звать тебя, малышка?
— Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ, Я — МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил смышленого Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ — Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед, ни забот, ни горя нет.
Захочу, отдохну, есть моложе руки,
Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ — Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка: — Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!
— Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? — удивляется Иван.
Игра № 10 «Найди ошибку»
Удивился дед Тарас, бородой своей затряс:
Сорняки на гряде, а морковка в БОРОДЕ. (В борозде)
По дороге Машенька идет, на веревочке козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза: очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)
Я осла узнаю сам — по его большим УСАМ. (Ушам)
Ехал дядя без ЖИЛЕТА, заплатил он штраф за это. (Без билета)
Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.