Нужно ли помогать ребенку учиться?

Рекомендации родителям от учителя начальных классов

Петуховой  Елены Владимировны

Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеется, да.

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из не­скольких частных результатов. Назовем четыре из них.

         1.Самый очевидный — это знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.

         2.Результат менее очевидный — это тренировка общей способно­сти учиться, то есть учить самого себя.

         3.Результат — эмоциональный след от занятия: удовлетворе­-
ние или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

         4.Результат — след ваших взаимоотношений с ним, если вы прини­-
мали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным
(остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась
копилка взаимных недовольств).

         Запомните. Родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее.

         Для ребенка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценка ребенка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребенку так важны ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам.

         А часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не вязано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Мы ежедневно спраши­ваем у него, что он сегодня получил. Хвалим его и одобряем именно за хорошие отметки и совершенно не интересуемся тем, что ребенок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно. О радости познания никто не вспоминает!

         Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть, нужно в чем-то пересмотреть отношение к его учебным занятиям, к организации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?

         Еще одна особенность младшего школьника: любую работу он должен выполнять «на успехе». Поэтому так важно поддер­живать даже самые незначительные результаты, особенно если при этом ученик проявил самостоятельность, терпение, настойчивость.

         Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к зна­ниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некото­рые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегчен­но вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязан­ностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объ­ясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролиро­вать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

         Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действии

         Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача — научить правильно учиться. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы — едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

  • организация режима дня;
  • контроль за выполнением домашних заданий;
  • приучение детей к самостоятельности.